НАКАНУНЕ

Новостное Интернет-издание

By

Двойная игра «Империал Тобакко» или какие акцизы на сигареты нужно повышать

Константин Красовский, завотделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований при Министерстве здравоохранения Украины

Благодаря встрече в кулуарах комитета Верховной Рады Украины с представителями корпорации «Империал Тобакко» я получил детальное письменное описание их предложений по акцизам, которые они предлагают депутатам, хотя в СМИ эти предложения обозначены очень обще. Например, в интервью сайту «Цензор» представитель «Империал Тобакко» заявляет: «Нужно немедленно изменить структуру табачного акциза, увеличив его адвалорный компонент… Мы отправили госчиновникам новые расчеты повышения ставок, которые на следующий год должны дать около 3 млрд. гривен дополнительных налоговых сборов».

Вместе с тем представители корпорации выступают против предложения правительства повысить уровень акцизов на сигареты без фильтра до уровня акциза на сигареты с фильтром. Такая позиция продиктована тем, что «Империал Тобакко» в основном выпускает дешевые сигареты, а их конкуренты — дорогие. Специфический акциз берется по количеству сигарет и поэтому повышает акциз (и цену) на одну и ту же сумму на все сигареты, но в процентном отношении рост цен существеннее для дешевых сигарет. Адвалорный акциз берется исходя из стоимости сигарет, поэтому акциз и цена на дорогие сигареты растут в большей степени. В условиях неизбежного роста ставок акциза в Украине «Империал Тобакко» решила получить конкурентные преимущества, увеличив акциз преимущественно на дорогие сигареты.

Внимательное изучение детальных предложений «Империал Тобакко» позволило выявить случаи манипуляций с цифрами, с помощью которых они продвигают свою точку зрения.

1. Приводится график цен и акцизов за 2008-2014 годы на условные сигареты стоимостью 6, 8 и 20 гривен, который показывает, что акциз на дорогие сигареты в сентябре 2014 года достиг лишь уровня января 2011 года. Манипуляция заключается в том, что за это время цена каждой марки сигарет выросла как из-за роста акциза, так и за ценовой политики табачных компаний. Если взять самые дорогие из популярных сигарет марки «Парламент», то в 2011 году они стоили 15,50 грн. за пачку (акциз 5,15 грн.), в ноябре 2013 года — 19 грн. (акциз 5,15 грн., столько же, сколько и в 2011 году), а в ноябре 2014 года — 23 грн. (акциз 6,85 грн.).

2. Приводятся расчеты по ставкам на пачку сигарет с фильтром стоимостью 8 гривен, хотя в задекларированных «Империал Тобакко» ценах на 1 декабря 2014 самые дешевые их сигареты с фильтром стоят 10 гривен.

3. Еще одна манипуляция заключается в том, что они предлагают увеличение адвалорного акциза якобы лишь на 5%, 7% или 10%. На самом деле они предлагают увеличить ставку с действующих 12% до соответственно 17%, 19% и 22%, то есть на 42-83%.

Однако реально они выступают за рост ставок акциза и, может показаться, что их предложение весьма разумно. С точки зрения наполнения бюджета повышение адвалорного акциза может быть достаточно эффективным. Однако с точки зрения здоровья потребителей повышения специфического акциза имеет явные преимущества, так как в большей степени увеличивает цены на сигареты и ценовой диапазон уменьшается. При повышении акцизов и цен каждый курильщик имеет выбор — перейти на более дешевые сигареты или бросить курить. При росте только специфического акциза эффект перехода на дешевые сигареты очень мал и поэтому больше курильщиков пробует бросить курить. Если же растет только адвалорный акциз, то цена на самые дешевые сигареты почти не меняется и малообеспеченные курильщики продолжают их курить вместо того, чтобы бросить курить.

Это подтверждают и письменные предложения «Империал Тобакко» в которых они отмечают, что их расчеты поступлений в бюджет исходят из того, что «объем рынка 72 млрд. шт. сигарет (2014) останется неизменным в 2015 гг.». То есть они показывают, что рост только адвалорного акциза не ведет к уменьшению потребления табака и поэтому предложенный «Империал Тобакко» вариант повышения акцизов неприемлем с точки зрения здоровья потребителей.

Кроме того, табачные компании могут менять свою долю цены в любую сторону и это может существенно повлиять на доходы бюджета. Например, в ноября 2014 г. табачные компании снизили цены на сигареты в Сербии на 15-20%. Из-за этого бюджет Сербии не получит запланированных доходов. Если же в структуре акциза преобладает специфический компонент, то изменения цен на сигареты не влияют на доходы бюджета.

По этим причинам в Европейском Союзе в последние годы проводится политика увеличения специфического акциза при одновременном уменьшении адвалорного, при этом суммарная ставка акциза всегда растет. В 2010-2014 годах адвалорную ставку уменьшили Словения (с 46% до 22%), Ирландия (с 18% до 9%), Великобритания (с 24% до 16,5%), в целом 22 страны ЕС из 27. В Швеции, Дании и Нидерландах ставка адвалорного акциза в настоящее время составляет лишь 1%.

Однако совсем отказаться от адвалорного акциза страны ЕС не могут, потому что Директива 2011/64/ЕС требует, чтобы акциз был комбинированным и доля специфического акциза в нем составляла от 7,5% до 76,5% всего налога. Соответственно адвалорный акциз с НДС должны быть не менее 23,5%. Для Украины это значит, что адвалорный акциз должен быть не менее: 23,5% — 16,67% = 6,83% от суммарного налога (акциз + НДС).

Еще одна досадная особенность адвалорного акциза состоит в том, что он считаться от конкретной цены. Акциз платит производитель и цена поэтому должна устанавливаться производителем. Когда-то в Украине для расчета бралась оптовая цена, по которой производитель продает сигареты оптовой фирме. Но производители быстро создали аффилированные фирмы, которые покупали у производителя все сигареты по искусственно заниженным ценам, а затем перепродавали по рыночным ценам. Поэтому, по примеру ЕС, в Украине для базы адвалорного акциза берется максимальная розничная цена, которую устанавливает сам производитель. В результате, сигареты являются единственным потребительским товаром, на которой установлены максимальные цены, за превышение которых продавец должен уплатить штраф в размере не менее 10 000 гривен. С точки зрения социальной политики и здоровья потребителей такая норма является крайне непродуктивной.

Более подробно читайте на сайте Gazeta.ua.