НАКАНУНЕ

Новостное Интернет-издание

By

Лопнувший мыльный пузырь европейских инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций всегда было, есть и будет идеей-фикс всех властей Украины времен независимости. Налицо такой себе бред: сначала страну разворовали, а теперь заманивают инвесторов, чтобы восполнить украденное и, желательно, украсть еще раз. Это напоминает старый анекдот о том, как пацаны украли цистерну спирта, продали ее, на вырученные деньги напились, но маловато показалось, потому что денег выторговали мало.

Нынешняя «демократическая» власть, прежде всего проевропейское правительство в лице Яценюка и министров-варягов, просто-таки бредит европейскими инвестициями, каковые, по мнению «реформаторов», должны щедрым дождем пролиться на страну и, очевидно, не без попадания брызг, струй и ручьев этого дождя в карманы «реформаторов».

Но даже официальная статистика показывает диаметрально противоположный процесс — катастрофический отток иностранных, и прежде всего европейских, инвестиций из страны. Ходят даже слухи, что наиболее востребованной специализацией на рынке финансовых услуг в Украине является нынче умение вывести из страны капитал с минимальными потерями.

Имеет место целый комплекс причин бегства капитала из страны, а именно: война, жесточайший экономический кризис, обвальная девальвация, тотальная коррупция. Наконец, сама идея о том, что Европа завалит Украину инвестициями, является бредовой из-за незначительности и слабости как внутреннего рынка страны, так ее места и роли в международном разделении труда.

Словом, мечтания о миллиардных инвестициях в Украину сродни идиотическим грезам о золоте гетмана Полуботка.

Но чиновники высокого ранга продолжают повторять мантры о щедром тропическом ливне европейских инвестиций, которые вот-вот прольются на иссохшую от катастрофической нехватки финансов украинскую землю.

Недавно, принимая участие в заседании Чикагского совета по международным отношениям, министр финансов Украины Наталья Яресько в интервью корреспонденту Tribune и обозревателю немецкого журнала Wirtschaftswoche Флориану Виллерсхаузену пообещала, что в следующем, 2016 году в стране начнется экономический рост. Самое смешное, что некоторый рост с будущем году может произойти по причине крайне низкой (из-за экономического обвала 2014-2015 годов) базы сравнения, а также в силу известного «маятникового эффекта», когда после резкого падения экономики наблюдается некоторый подъем. Но даже в моменты максимального экономического благополучия времен независимости экономика Украины в сопоставимых ценах не достигала и 75% советского уровня 1990 года, что является экзотическим случаем как на постсоветском пространстве, так и в мировой практике вообще.

Однако, несмотря на это, Наталья Яресько бодро пообещала, что в Украине будут созданы рабочие места, причем уже прямо сейчас некая японская компания инвестирует в Украину средства, позволяющие создать сразу 3000 рабочих мест. Название этой щедрой японской корпорации статс-дама назвать забыла, очевидно, желая создать интригу, отчего ее заявление стало еще более сомнительным.

Среди других факторов, которые должны сделать страну привлекательной для инвестиций, «госпожа министерша» назвала стабилизацию валютного курса (после почти трехкратного обвала!), а также вывод с рынка около 50 несостоятельных банков для защиты клиентов и финансовой системы от риска банковской неплатежеспособности.

Нижайше поблагодарив Запад за поддержку в защите от российской агрессии, прежде всего за санкции против Москвы и воплощение Минских соглашений, Наталья Яресько призвала Евросоюз и международное сообщество в целом оказать Украине более широкую и емкую экономическую поддержку. Чтобы обеспечить реальный экономический рост, по мнению министра финансов, Украине нужны инвестиции в форме займов и взносов в акционерный капитал. С каких пор займы, которые нужно возвращать, даже если это кредиты на большой срок и под низкие проценты, считаются «инвестициями», Наталья Яресько не пояснила. Впрочем, возможно, не всем дано понять глубочайшие изречения высокопоставленной статс-дамы…

По словам Яресько, кроме поддержки бюджета и золотовалютных резервов страны (которую оказывает МВФ. — Авт.), Украина нуждается в инвестициях в аэропорты, дороги, системы водоснабжения и в поддержку частных предприятий.

Позволим себе напомнить, что не так давно, в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу 2012 года, в Украине уже были потрачены огромные средства на инфраструктурные аферы вроде скоростных поездов «Хюндай» и на сверхдорогие «Донбасс-арены», которые теперь снесены войной. Использовались для этого, в том числе, и заемные средства. В результате львиная доля этих «инвестиций» была разворована, многое уничтожено войной, а платить теперь должны рядовые граждане.

В ответ на справедливую реплику западного корреспондента о том, что иностранные инвесторы бегут из страны, министр финансов отметила: «После тех реформ, которые мы уже провели на сегодняшний день, мы являемся очень конкурентным европейским рынком. С 1 декабря будет полностью имплементировано соглашение о свободной торговле с ЕС. Это означает следующее: если Украина сможет предложить конкурентоспособные товары, мы получим доступ к европейскому рынку. Нашим предприятиям многое предстоит сделать, но они готовятся к выходу на новые рынки. И дело не только в возможности экспортировать продукцию на европейские рынки, а в том, что способность соблюдать стандарты ЕС обеспечит нас возможностью экспорта на другие рынки, например Ближнего Востока или Африки. Как только мы будем соответствовать этим высоким стандартам, мы сможем выйти на дополнительные иностранные рынки».

Тем временем иностранный капитал из Украины действительно бежит, причем катастрофическими темпами. Правда, следует оговориться, что в очень многих случаях так называемый иностранный капитал таковым не является. Львиная доля иностранных инвестиций в Украину приходит из разного рода оффшорных фирм, связанных с отечественными олигархами, и является, по сути, возвратом в страну средств, ранее вывезенных из нее по теневым схемам. Иными словами, очень часто «инвестициями» является некоторая часть того, что ранее было разграблено. И все же…

Итак, по данным Государственной службы статистики, в первом полугодии 2015 года объем прямых инвестиций в экономику Украины из стран Европейского Союза составил 33 млрд. 154,9 млн. долларов, что на 22,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2015 года. Таким образом, отток капитала значительно превысил даже обвальное падение экономики, которое в 2015 году МВФ прогнозирует на уровне 11%. И это несмотря на зажигательные евроинтеграционные лозунги и вступление в силу с 1 января 2016 года в полном объеме положений о зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом.

Более того, складывается парадоксальная ситуация: чем больше Украина «евроинтегрируется», точнее «евроассоциируется», тем сильнее возрастает отток из страны капиталов, в том числе европейских инвестиций.

Правительство пытается оправдать инвестиционные провалы, равно как и экономические вообще, войной на Донбассе и агрессией мерзавца Путина. Но существует обоснованное мнение о том, что это не более чем «отмазка». По словам известного российского оппозиционера-эмигранта, бывшего депутата Госдумы и промоутера Украины на Западе Ильи Пономарева, главной проблемой, препятствующей привлечению инвестиций, в частности в добычу нефти и газа, в Украине является правительство, оправдывающее свою некомпетентность и коррупцию войной и Путиным.

По справедливому мнению Пономарева, инвестору достаточно безразлично, диктатура в стране или демократия. Кстати, бурный поток западных инвестиций в далеко не демократический Китай эти слова подтверждает. Инвесторов интересует прежде всего предсказуемость власти и наличие в ней людей, с которыми можно выстраивать отношения. От себя добавим, что важнейшую роль играет также стабильность в налоговой и регуляторной сферах. По мнению Пономарева, в Украине очень привлекательны сельское хозяйство, энергетика, логистика — просто в силу географического положения, количества населения, природных условий и так далее. Но планы правительства Яценюка ни по одной из этих отраслей не ясны и сводятся к общим благим пожеланиям из учебников экономики, поскольку в правительстве нет специалистов, которые бы в этом разбирались. Там есть люди, находящиеся в плену абстрактных неолиберальных теорий относительно подхода к регулированию экономики.

Пономарев иллюстрирует свое утверждение следующим примером. Когда приходит человек и говорит, что желает инвестировать в добычу нефти и газа, то он хочет увидеть в правительстве человека, который ответит ему на конкретные вопросы: как он получит лицензии, какой будет режим налогообложения, где взять данные геологических исследований, какие условия совместной работы. Но на эти вопросы ни один человек в правительстве ответить не в состоянии. Более того, на данный момент никто не может сформулировать стратегическую линию реформ ни по одной из инвестиционно привлекательных отраслей Украины.

Итак, налицо полнейшая несостоятельность чиновников, вплоть до высших должностных лиц, включая Премьер-министра и министров экономического блока. И это не говоря уже о тотальной коррупции!

Но есть еще одно обстоятельство, обычно упускаемое из виду. Привлекая инвестиции, следует иметь рынки сбыта товаров и услуг, которые будут производить бизнесы, в которые эти инвестиции влиты. Ведь производить что-либо имеет смысл лишь тогда, когда это «что-то» можно продать, вернув затраты с приемлемой прибылью. И здесь возникает проблема!

После инфляционно-девальвационного обвала 2014-2015 годов внутренний рынок сжался и продолжает сжиматься дальше по причине резкого и все более ускоряющегося падения покупательной способности граждан и инвестиционной активности предприятий. Очевидно, что для инвесторов предприятия, работающие на внутренний рынок, не интересны сейчас и еще долгое время будут оставаться не интересными.

С бизнесами, ориентированными на экспорт, тоже далеко не все просто. Очевидно, пускать Украину на европейский рынок никто серьезно не собирается. Говоря о снятии пошлин в результате запуска зоны свободной торговли Украины и ЕС, правительство «забывает», что, кроме пошлин, есть еще огромные нетарифные ограничения, а также квоты, выше которых Украина может поставлять свои товары на европейский рынок только с уплатой пошлин. К тому же высокотехнологичную продукцию Европа однозначно на свой рынок не пустит даже после соблюдения всех этих «европейских стандартов», которые далеко не всегда дотягивают до старых советских. После утраты российского рынка путь украинской высокотехнологичной продукции лежит в Азию, Африку и частично в Латинскую Америку. Уже давно было очевидным, что ситуация с Россией все больше заходит в тупик, но отечественная власть и олигархи мало что сделали для переориентации предприятий, а многое просто провалили из-за коррупции и бардака. Достаточно вспомнить провал украино-бразильского ракетно-космического проекта на космодроме Алькантара или возврат бракованной бронетехники из Ирака.

Украина была и остается поставщиком сырья и полуфабрикатов — как промышленных, так и сельскохозяйственных. Только в этом качестве она интересна Европе, но подобное производство уничтожает природные ресурсы страны. Достаточно вспомнить «грязную» металлургию или огромные объемы выращивания и поставок на экспорт подсолнечника, а также подсолнечного масла, что ведет к истощению почв.

Тем более, что вслед за промышленным в этом году страну ожидает обвал и в сельском хозяйстве. Министерство экономического развития и торговли Украины прогнозирует сокращение сельхозпроизводства в стране по итогам 2015 года на 5,7%. Среди причин называются сокращение посевных площадей, уменьшение спроса со стороны перерабатывающей промышленности и падение объемов экспорта агропромышленной продукции. Поскольку с 1 января 2016 года, после начала работы всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом, ожидается эмбарго на поставку продукции украинского агропрома в Россию, что приведет к дальнейшему сворачиванию сельхозпроизводства. Поэтому и в агропроме, вопреки громким заявлениям, особых инвестиций ожидать не стоит.

К тому же сырьевые рынки не стабильны и подвержены огромным конъюнктурным колебаниям. Кстати, сейчас это и происходит: из-за замедления развития экономики Китая и падения потребности внутреннего рынка Поднебесной в металле, тамошние металлурги выбрасывают на внешние рынки возрастающие объемы металла по низким, едва ли не демпинговым ценам, конкурировать с которыми наша олигархическая металлургия просто не в состоянии.

Наконец, использование Украины в качестве площадки для производства товаров с последующей их поставкой в другие страны по примеру Китая также крайне проблематично, ибо для этого нужно иметь, как минимум, переизбыток очень дешевой рабочей силы, как в Китае, готовой работать за гроши и ночевать на рабочем месте, чтобы не тратить время на поездку домой и обратно на работу. К тому же российский рынок, а также рынки стран Евразийского экономического союза для Украины практически закрыты.

Наблюдая за зажигательными обещаниями правительства привлечь миллиардные инвестиции, создать миллионы рабочих мест, и все это с прицелом на Европу, трудно отделаться от впечатления о неадекватности правящих персонажей, продуцирующих мыльные пузыри несбыточных мечтаний.